Приватизация примеры

Содержание

История приватизации в России. Справка

Приватизация примеры

Указ президента РФ Бориса Ельцина “Об ускорении приватизации государственных и муниципальных предприятий” от 29 января 1992 года ввел в действие ряд нормативных актов, раскрывавших механизм перехода государственной собственности в частную.

Первый этап приватизации (1992-1994), получивший название ваучерного, или чекового, начался 5 июня 1992 года, когда был принят в новой редакции Закон о приватизации. 11 июня была утверждена Государственная программа приватизации.

Программа разрабатывалась и осуществлялась Государственным комитетом по управлению имуществом (Госкомимущество).

14 августа 1992 года президент Российской Федерации подписал Указ “О введении в действие системы приватизационных чеков в Российской Федерации”.

Каждый житель получал ваучер номинальной стоимостью 10 тысяч рублей, а вместе с ним и право свободно распорядиться чеком по своему выбору: обменять его на акции своего предприятия в ходе закрытой подписки, участвовать в чековом аукционе, купить акции посреднических организаций – чековых инвестиционных фондов (ЧИФов), или просто продать ваучер.

Согласно статистике, около 25 млн россиян вложили свои ваучеры в чековые инвестиционные фонды, а примерно 40 млн вложили их в акции различных предприятий, треть владельцев ваучеров их продали.

Законодательство 1990-х годов не позволило многим ЧИФам, используя ваучеры граждан, приобретать контрольные пакеты акций перспективных предприятий. Приватизационные чеки попали на экономически малоэффективные предприятия, многие ЧИФы обанкротились, были ликвидированы.

Всего в 1991-1992 годах было приватизировано 46,8 тыс государственных предприятий, в 1993 году количество приватизированных предприятий возросло до 88,6 тысяч, в 1994 году – до 112,6 тысяч.

За два года в частные руки была передана большая часть объектов так называемой малой приватизации (свыше 85 тыс магазинов, ресторанов, кафе, предприятий служб быта). К концу 1994 года в абсолютном числе регионов России процесс малой приватизации по существу завершился.

Переход ко второму этапу приватизации (денежному) был утвержден Указом президента от 22 июля 1994 года “Об основных положениях Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации после 1 июля 1994 года”.

На этом этапе планировалось добиться усиления инвестиционной активности владельцев крупных пакетов акций приватизированных предприятий в целях осуществления их структурной перестройки и значительно увеличить доходную часть государственного бюджета за счет поступлений от приватизации. В орбиту акционирования вовлекались крупные предприятия базовых отраслей экономики, определявшие производственный потенциал страны.

Обеспечить недостающую часть поступлений в бюджет было решено с помощью залоговых аукционов. 31 августа 1995 года президент подписал указ “О порядке передачи в 1995 году в залог акций, находящихся в федеральной собственности”. В декабре того же года состоялись аукционные торги. Вырученные средства от продажи акций 12 крупнейших предприятий составили 5,1 трлн рублей.

В целом на втором этапе приватизационные процессы резко замедлились. По состоянию на 1 января 1997 года общее число приватизированных предприятий достигло 126 793.

Третий этап приватизации получил наименование точечного. В аналитических материалах Государственного НИИ системного анализа Счетной палаты РФ он называется также этапом совершенствования правовых основ распоряжения государственной собственностью.

Некоторые эксперты предлагают считать началом этого этапа закон “О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества РФ” от 21 июля 1997 года (вступил в силу 2 августа 1997 года, действовал до 2002 года). Другие исследователи считают нужным “продлить” денежный этап приватизации вплоть до августовского дефолта 1998 года.

На третьем этапе основным нормативным актом, регулирующим приватизацию, является Федеральный закон от 21 декабря 2001 года “О приватизации государственного и муниципального имущества”. Приватизация осуществляется на плановой основе.

По действующему закону, ее планирование отнесено к компетенции Правительства РФ, которое ежегодно должно утверждать прогнозный план (программу) приватизации и ежегодно представлять отчет о его выполнении в Госдуму.

Президент РФ формирует и утверждает перечень стратегически важных для национальной безопасности предприятий и определяет возможность их приватизации.

За десять лет приватизации (1993-2003) российская казна получила от продажи 145 тыс госпредприятий 9,7 млрд долларов. На тот момент в России оставалось порядка 705 неприватизированных объектов.

Вместе с тем, социальное недовольство в обществе переделом собственности в результате приватизации, наличие нарушений как в механизме приватизации (прежде всего это касается предприятий, перешедших под контроль крупных финансово промышленных групп в результате залоговых аукционов), так и недостаточная эффективность работы приватизируемых предприятий, дали основания для дискуссий среди экономистов и политиков о пересмотре результатов приватизации.

Материал подготовлен на основе информации из открытых источников

Источник: https://ria.ru/20110530/381713462.html

Приватизация по ваучерам в России в 1992-1993: история, причины неудачи, роль Чубайса

Приватизация примеры

Приватизация государственных предприятий в России проходила в сложные для страны 90-е годы, и многие экономисты считают ее примером того, как не нужно проводить приватизацию.

Крупнейшие объекты хотели отдать в собственность народу, но контроль над ними захватила небольшая группа людей. С другой стороны, кто-то считает, что иного выхода и не было – а другие страны тоже были вынуждены пойти по этому пути.

Мы попробовали разобраться, чьи идеи звучат разумнее, и сколько стоит один ваучер сейчас.

Через год Россия будет отмечать 30-ю годовщину одного из самых неоднозначных событий в истории страны – старта массовой приватизации через ваучеры.

Изначально цель этого процесса была вполне понятной и логичной: все страны, которые свернули с социалистического пути на капиталистический, проходили через приватизацию.

Это базовый принцип рыночной экономики – государство не может быть эффективным собственником.

Поэтому, уже в 1992 году в России стартует чековая приватизация, причем по совершенно новому на тот момент формату: каждый житель страны становится не просто совладельцем народного достояния (как это было при СССР), а получает вполне реальную долю во вполне реальном предприятии.

Чтобы «провернуть» такую масштабную операцию, правительство оценило все имеющиеся на тот момент предприятия в 4 триллиона советских (на тот момент) рублей, а 35% от этой суммы, или 1,4 триллиона, было решено раздать людям.

По цифрам все совпало удачно – в стране проживало как раз около 140 миллионов человек, поэтому на каждого россиянина вышло ровно по 10 000 рублей.

Потом, правда, оказалось, что стоимость в 4 триллиона взяли из данных переоценки балансовой стоимости активов советских предприятий за 1984 год, но за прошедшие 8 лет эти активы изрядно потеряли в цене.

Приватизационный чек (их назвали ваучерами в народе) – государственная ценная бумага, которая, по изначальной задумке, была нужна для оплаты приватизации государственных и муниципальных предприятий в собственность граждан. Чеки выдавались на определенных условиях:

  • каждому гражданину полагался один чек вне зависимости от его возраста, периода проживания в России или доходов;
  • за выдачу нужно было заплатить 25 рублей комиссионного сбора, хотя официально выдавали их бесплатно;
  • ваучер можно было обменять на акции предприятий через чековые аукционы, вложить в чековые фонды;
  • использовать чек можно было только один раз. При его использовании на документе пробивали отверстия («погашение» ваучера);
  • чек – документ на предъявителя, поэтому их можно было покупать, продавать, обменивать, завещать и т.д.;
  • на чеках проставили конечную дату использования – 31 декабря 1993 года, но потом период их оборота продлили еще на полгода.

В итоге в России было выдано 144 миллиона ваучеров, их получили около 97% населения. Чаще всего владельцы вкладывали свои ваучеры в акции предприятий, где работали, по закрытой подписке (так использовали 50% всех чеков) – это допускалось, если владелец проработал на предприятии 7/10 лет (женщины и мужчины). Четверть чеков направили в чековые инвестиционные фонды, а еще четверть – продали.

Кстати, по одной из версий, 24 миллиона ваучеров их владельцы вообще не использовали.

Что было дальше – и так широко известно. Из-за огромного количества ваучеров в обороте и резкого обеднения населения, они начали стремительно терять в цене.

Номинал, который был указан на чеке, вообще не играл какой-либо роли. В одном регионе за ваучер давали 6000 акций «Газпрома», а в другом – всего 65.

Ваучеры часто просто скупали за бесценок – цены на них в одно время падали до эквивалента 5 долларов.

Но эта же программа помогла создать первых российских миллиардеров.

У истоков приватизации стояли Михаил Фридман, Олег Дерипаска, Владимир Потанин и другие – которые смогли скупить акции за ваучеры, задешево купленные у россиян.

Рядовые россияне же скупили акции предприятий, которые вскоре обанкротились, как и чековые инвестиционные фонды (лишь некоторые из которых выжили и стали паевыми фондами).

Главный итог программы – за неполные 2 года благодаря чековой приватизации порядка 60% российской экономики перешло в частные руки. Затем была «денежная» приватизация, но это предмет отдельного разговора.

Было ли в ваучерной приватизации что-то хорошее?

На старте чековой приватизации идеолог кампании Анатолий Чубайс говорил, что каждый ваучер будет стоить как две «Волги».

Спустя какое-то время после начала приватизации «Волга» подорожала до 3-4 миллионов рублей, а чеки, наоборот, резко обесценились.

Авторы реформы хотели, чтобы приватизация прошла по относительно рыночным условиям – так и случилось, но только с самими ваучерами.

Из почти 150 миллионов россиян, получивших ваучеры, осталось примерно 40 миллионов акционеров – тех, кто реально вложился в какое-то предприятие. Чаще всего такие вложения были не лучшим выбором, и дивидендов владельцы не увидели. Из 646 чековых инвестиционных фондов выжили только 136, которые смогли начислить дивиденды своим акционерам.

Конечно, если кто-то в начале 90-х обменял свой ваучер на акции «Роснефти» или «Газпрома» и за все эти годы не продал их, сейчас эквивалентное количество акций может стоить около миллиона рублей. Но большинство просто обменяли свои ваучеры на деньги или товары народного потребления.

Целью приватизации был не заработок для бюджета – государству просто было нужно отдать предприятия в частные руки, потому как само государство в один момент оказалось неспособно управлять ими. Более того – отдать не в руки олигархов, а распределить в народе. По факту, однако, именно ваучерная приватизация и создала первых российских олигархов.

Подавляющее большинство мнений касательно чековой приватизации в России – негативные. Эту операцию называют не иначе как аферой, аргументы обычно такие:

  • массовая скупка ваучеров за бесценок создала класс сверхбогатых людей;
  • россияне не особо представляли, что можно сделать с ваучером и часто продавали их или меняли на что-то;
  • простых граждан могли под разными предлогами не допустить до чекового аукциона (который готовили «для своих»);
  • номинал ваучера в 10 тысяч рублей не говорил вообще ни о чем – документ имел скорее психологический смысл, чем экономический, и т.д.

Российскую приватизацию 90-х годов действительно считают примером того, как нельзя приватизировать государственную собственность – вместо массового класса собственников в стране появилось совсем небольшое количество сверхбогатых людей, а бюджет на приватизации заработал копейки (по сравнению с реальной стоимостью приватизируемых объектов).

Тем не менее, раздаются голоса и в поддержку принятых тогда решений. Так, решение начать массовую приватизацию считают правильной – в тех условиях это было даже безопаснее, чем оставлять предприятия в госсобственности, да и так был запущен процесс структурной перестройки экономики. Правда, вопрос о том, как именно лучше всего было проводить приватизацию, остается открытым.

Как еще тогда писал «Коммерсантъ», реформы нужны были быстро, а проводить кропотливую оценку предприятий и поштучно их продавать просто не было времени. В стране попросту не было специалистов, которые могли бы грамотно организовать аукционы и провести оценку активов. С другой стороны, у потенциальных покупателей не было денег на покупку предприятий по справедливой цене.

А принятая в итоге модель соответствовала всем требованиям – люди получили что-то на руки, формально все получили равный доступ к приватизации, а главное – в процедуре практически не было коррупционной составляющей (чеки выдавали действительно всем, и купить на них акции можно было почти всегда). В итоге государство избавилось от проблемы убыточных предприятий за очень короткий срок. Беда лишь в том, что эти предприятия не перестали быть убыточными и преимущественно обанкротились…

Чего стоит ваучер сейчас?

Чубайс обещал по две «Волги» за каждый ваучер. И некоторые россияне действительно получили примерно такую сумму – если грамотно вложили свои чеки. Грамотно – в предприятия, которые не разорились в сложные 90-е и существуют до сих пор.

Акции «Роснефти», которые можно было купить на ваучер, сейчас стоят примерно 700 тысяч рублей, акции «Газпрома» – примерно миллион рублей.

Но стоит понимать, что многие владельцы уже продали эти бумаги раньше (что в случае с «Роснефтью» – не так уж и плохо).

С тех пор выжили и некоторые другие предприятия, но за купленные в 90-е годы акции сейчас можно выручить совсем небольшую сумму денег. Многие предприятия успели разориться – а акционеры получают выплаты самыми последними в очереди (и очередь до них попросту не доходит – имущество предприятия заканчивается).

А может выгоднее было не использовать ваучер тогда, чтобы продать его сейчас? Обменять приватизационный чек на акции можно было до 30 июня 1994 года, то есть, в 2021-м поучаствовать в приватизации уже никак не получится. Но его можно продать.

Цена самой бумаги зависит от того, успели «погасить» чек тогда или нет. «Негашеные» ваучеры стоят чуть дороже, а на гашеных пробиты отверстия, стоят какие-то отметки, или отрезана часть.

Стоят ваучеры по-разному:

  • в «потертом» состоянии – от 250 рублей;
  • в идеальном состоянии – 1-2 тысячи рублей;
  • ваучеры редких серий – стоят в несколько раз дороже обычных в идеальном состоянии;
  • не выданный ваучер (бланк с контрольным талоном) – стоит до 10 тысяч рублей.

То есть, все зависит от сохранности документа, его серии и номера. Хорошо ценятся непогашенные ваучеры серий «01», бумаги с интересными комбинациями цифр в номере и серии, первые номера серий и т.д.

Кроме того, можно продать купленные на ваучеры акции предприятий, которые уже разорились. В данном случае состояние предприятия не играет никакой роли – ценится сама бумага и ее редкость. Например, акция АООТ «Гермес» номиналом в 10 тысяч рублей 1994 года эмиссии стоит не так дорого – около 140 рублей, но и выпущено таких акций 11 миллионов. Для более редких акций цены будут выше.

Важно также остерегаться подделок – за ваучерами с редкими номерами идет настоящая охота, а подделать документ 90-х годов выпуска при современных технологиях не так уж и сложно.

Те же ваучеры и не только: что было в других странах

Российский вариант приватизации считается далеким от удачного – промышленные гиганты продавались в сотни и тысячи раз дешевле их реальной собственности, а контроль над большей частью экономики тогда получила ограниченная группа «избранных». Но через приватизацию – с разными результатами – прошли многие страны.

Например, в Китае госсектор за 10 лет сократился с 80 до 30%, и за один только год от приватизации было получено больше 130 миллиардов долларов.

В странах Южной Америки тоже провели весьма успешную приватизацию, которая пополнила бюджет благодаря качественной проработке процедуры.

Среди успешных примеров называют приватизацию в Великобритании, которую начала Маргарет Тэтчер – процесс двигался медленно, зато государство получило максимум денег за проданные предприятия, и сами предприятия работают успешно.

В США же, наоборот, приватизация не дала ожидаемого эффекта – теперь там рассматривают другие концепции вроде государственно-частного партнерства и концессий.

В странах бывшего СССР в 90-е годы тоже проходила масштабная приватизация – но в каждой стране по-своему. Одной из самых успешных считается приватизация в Грузии – для продажи крупных предприятий государство организовало аукционы, которые давали более 10% доходов бюджета каждый год (хотя небольшие предприятия инвесторов не заинтересовали).

Другие же страны пошли по пути России. Например, власти Украины тоже проводили приватизацию по приватизационным имущественным сертификатом. Схема была примерно такой же – только сертификаты были именными.

Результаты – плачевные, приватизация потерпела крах и усилила проблемы в украинской экономике.

А главное – с тех пор начинается восхождение украинских олигархов, которые сейчас контролируют значительную часть экономики страны.

Чековая модель приватизации применялась в Беларуси – там на разгосударствление выставили 2/3 всего имущества, при этом половину этого количества приватизировали через государственные ценные бумаги ИПЧ «Имущество».

Правда, белорусские приватизационные чеки были именными и выдавались в определенном количестве в зависимости от возраста и стажа работы получателя. Однако по факту после прихода к власти Александра Лукашенко в 1994 году с чековой приватизации убрали специализированные инвестиционные фонды, но главное – из программы исключили самые привлекательные предприятия.

В итоге программу так и не удалось завершить, она действует до сих пор – правда, обменять чеки на акции или на деньги сейчас практически невозможно.

Такая же массовая приватизация была и в Казахстане – но там под приватизацию через приватизационные инвестиционные купоны отдали только наименее привлекательные предприятия, поэтому особого значения это не имело. При этом крупные предприятия государство продавало только по инициативе их коллективов.

Так что модель чековой приватизации – какой бы привлекательной на вид она ни была – по факту работать, скорее всего не будет. И это доказано опытом нескольких стран, которые пытались «по-быстрому» решить проблемы госсектора экономики в сложные 90-е.

Источник: https://bankstoday.net/last-articles/grandioznaya-afera-ili-pravilnoe-reshenie-kakoj-byla-chekovaya-privatizatsiya-v-rossii-i-skolko-vaucher-stoit-sejchas

Приватизация — что это и как работает

Приватизация примеры

Взаимоотношения общества с государством принимают различные формы. Приватизация – одна из таких форм, которая является глобальным процессом. Охватывает большинство стран мира.

1. Что означает приватизация простыми словами

Приватизация — это мероприятие, направленный на переход государственного имущества к частным лицам. Это одна из форм преобразования юридического статуса недвижимости или иной государственной собственности. Является широкомасштабной и осуществляется государством.

Частные лица – это:

  • Коммерческие компании;
  • Домохозяйства;
  • Люди.

По сути, приватизация – это разгосударствление собственности страны. Тем не менее, стоит отметить, что разгосударствление не обязательно происходит после приватизации. Оно может осуществляться независимо.

Термин «приватизация» образован от латинского «privatus» и означает «частный». Но, фактически, приватизация представляет собой сочетание государственного и частного секторов в экономике.

Приватизация не является средством экономического развития. Но представляет собой инструмент, с помощью которого оно происходит. Она направлена:

  • На сокращение государственного сектора;
  • На перевод макроэкономической политики от плановой к рыночной (либерализация).

Подразумевается, что приватизация доступна каждому лицу на определенных условиях.

Объекты приватизации:

  • Промышленные предприятия;
  • Сельскохозяйственные предприятия;
  • Земля;
  • Жилой фонд.

В рамках приватизации осуществляются юридические операции. Регулируется процесс специальным законами. Их несколько для каждого типа государственной собственности.

Условия реализации:

  • Не менее 2-х участников процесса;
  • Один из участников – это государственная организация.

Приватизация всегда реализуется с учётом описания условий финансовых операций, осуществляемых в процессе, если они предусмотрены. Метка о условиях финансовой составляющей или ее отсутствия прописывается в договоре.

Таким образом, приватизация может осуществляться:

Приватизация символизирует переход от социального строя к капитализму.

2. История приватизации

Впервые коммерческие отношения между субъектами, близкие к приватизации, появились в Древнем Риме в сфере перераспределения общественных земель. Наименование процесса состояло из 2-х слов – «ager publicus».

Приватизация в Европе

Позже, реформация в Европе способствовала внедрению приватизации в виде секуляризации (saecularis).

Приватизация в США

В США вводилось понятие «гомстед акт» (homestead act) в 1862 г. для перераспределения земель между фермерами, железнодорожными компаниями при изменении юридической их формы собственности с государственной на частную.

Приватизация в Японии

В Японии государство целенаправленно создавало предприятия с целью их дальнейшей приватизации.

Приватизация в Китае

Китай активно участвовал в приватизации в эпоху Возрождения.

Приватизация в 20 веке

В конце 20-го века приватизация провозглашалась под лозунгом неолиберализма (neoliberalism). Наиболее масштабно процесс происходил в Венгрии, Чехии, Польше, России.

Приватизация в мире

В период с 1980-го, 1990-го года процесс приватизации охватил свыше 100 государств.

Великобритания приватизировала в числе прочих оборонные, аэрокосмические компании, сталелитейную компанию, телекоммуникационную компанию.

В странах восточной и центральной Европы приватизированы более 70 000 предприятий. Этот период сопровождался массовой безработицей, сокращениями заработных плат, коррупцией.

3. Приватизация в Россия

Начало процесса приватизации в Россия официально заявлено в 1990 г.

Программа этапов приватизации имела наименование «500 дней» и включала 20 законодательных проектов. Регулировался процесс законом от 24 декабря 1990 г. «О собственности в РСФСР» №443-1, содержащий исходные положения.

Согласно разработанным пунктам в законодательстве, полномочия руководителей государственных предприятий преобразовывались в полномочия собственников. Указами президента в 1991 г, а также в 1992 г. от 29 января определены основные стадии программы приватизации. Однако, 51% акций, по условиям закона, оставались в общесоюзной собственности.

Новый юридический статус приватизированных предприятий:

  • АО – акционерные общества;
  • ОАО – общества с ограниченной ответственностью.

Инициаторами стали экономисты: Егор Гайдар и Анатолий Чубайс.

Цели приватизации:

  • Создание на рынке России слоя эффективных собственников;
  • Создание на российском рынке конкурентной среды.

Фактически, произошло изменение социально-экономической системы (смена экономического и политического «строя»).

Этапы приватизации в России с 1992 по 1994 годы:

  • Распродажа государственных микропредприятий с численностью сотрудников до 200 человек через торги или с помощью прямой продажи;
  • Формирование акций в сфере финансовой деятельности средними и крупнейшими предприятиями;
  • Продажа ваучеров населению в целях их активации путем обмена на акции.

Суть системы ваучеров заключалась в распределении государственного имущества между населением. Ваучер приобретался посредством прямой покупки в главном банке России – «Сбербанк».

Стоимость ваучера включала в себя 2 цены:

  • Фактическая – 25 рублей;
  • Номинальная – 10 000 рублей.

Номинальная стоимость олицетворяла собой сумму основных фондов привязанного к конкретному ваучеру предприятия в денежном выражении, в соотношении на душу населения по ценам уровня 1992 г.

Однако, фактически – доходная часть ваучера оказалась, в основном, ничтожной. Голоса акционеров, в целом, ни на что не влияли, в результате чего граждане продавали акции руководителям предприятий за ничтожные деньги.

Это привело к обогащению лишь узкой группы лиц.

Доля частных компаний достигла 67% к 1995 г.

Запрещены к приватизации:

  • Трубопроводы;
  • Автомобильные дороги общего пользования;
  • Шельф;
  • Недра;
  • Лесной фонд;
  • Телевизионные станции и другие стратегически значимые государственные объекты.

В 1996 г. произошел второй этап приватизации. Он проведён перед выборами президента 1996 г.

Обязательными к приватизации определены следующие сферы:

  • Торговля: оптовая, а также розничная;
  • Предприятия легкой промышленности;
  • Сфера строительства;
  • Предприятия пищевой промышленности;
  • Общественного питания;
  • И переработка или производство продуктов сельскохозяйственного назначения.

Приватизация 1996 г. представляла собой залоговые аукционы.

Цель залоговых аукционов – наполнение государственного бюджета.

Это означало, что министерство финансов осуществляло сделки с коммерческими банками. Они заключались в обмене финансовыми услугами между правительством и банками.

Банки кредитовали бизнес, а правительство временно передавало им пакеты акций государственных предприятий. Особенностью сделки стало то, что многие предприятия не смогли окупить кредиты.

Тогда предприятия переоформлялись в собственность банков согласно условиям кредитования. Эти действия привели к формированию олигархического слоя населения.

4. Плюсы приватизации

Несмотря на минусы, приватизация стала интересным решением в более низких слоях экономической жизни.

Некоторые плюсы приватизации:

  • Бесплатное жилье для населения. Обычно – это квартира, права на которую предусматривают ее передачу в аренду третьим лицам, допускают ее продажу и любые другие коммерческие операции с ней. Государственная Дума в 2017 году утвердила постановление о бессрочной приватизации;
  • Бесплатная выдача участков земли сельхозназначения членам, а также работникам колхозов, совхозов. 12 млн граждан, в том числе после выхода на пенсию стали обладателями не только имущественного, но и земельного пая как части общего долевого имущества бесплатно. Земля по усмотрению владельца может использоваться для получения прибыли – предусматривается аренда, ее продажа, использование ее в виде взноса в уставной капитал;
  • Создание смешанного типа экономики, создание свободы рынка, свобода предпринимательства;
  • Экономическое пространство для формирования конкуренции.

Регулируется приватизация жилого фонда федеральным законом №178, вступившего в силу 21 декабря 2001 г. Принят закон Государственной Думой в 2001 г. 30 ноября.

Закон 2006 г. федерального уровня №93 или так называемая «дачная амнистия» способствовала в упрощенном порядке либо полностью бесплатно приватизировать прочие земельные участки. Перешло в частную форму около 115 млн Га земель.

5. Статистика некоторых результатов приватизации в России

В 2001 г. завершился конечный этап приватизации угольной промышленности.

К 2006 г. 119 951 муниципальное, а также государственное предприятие приватизировано. Среди них – «Россгосстрах», частично «Сбербанк», «Роснефть», «Банк ВТБ» под лозунгом «народного IPO».

Позже «Сбербанк» полностью переформатирован юридически в частную собственность. Свыше 50% акций принадлежит центральному банку России. Он не является государственной структурой. Однако, в 2020 г.

произошел выкуп государством 51% акции «Сбербанка».

К 2009 г. госсектор сохранился в размере 35%. По оценке ФАС, остальные 65% государственного имущества перешли в частное управление. Однако, к 2015 году доля госсектора составила 70%. Осуществлен обратный процесс приватизации – реприватизация.

В 2015 г. как частная форма оформлено 133,4 млн Га земли. Это 7,8 % от общего числа земли в фонде России.

Утверждена правительством обновленная программа приватизации госимущества 2017 – 2019 гг. На основе нее сформированы доходы в счет государства в размере около 5,6 млрд российских рублей. Такая доходность в пользу государства, по расчетам, должна сохраняться ежегодно.

Источник: https://vsdelke.ru/ekonterminy/privatizaciya.html

Владимир Попов. Госсектор может быть эффективнее частной экономики

Приватизация примеры

В экономике нет однозначных свидетельств большей эффективности частного сектора в сравнении с государственным.

Зачастую более «приватизированные» экономики не показывают лучших результатов, чем экономики со значительной долей госсектора.

Последние дают немало примеров успешного развития, причем не только на постсоветском пространстве, обращает внимание профессор Российской экономической школы Владимир Попов

В настоящее время доля частного сектора в России оценивается в 65%, т.е. примерно столько же, сколько и в восточноевропейских странах. Эта доля выросла с 5% в 1990 г. до 70% в 1997 г. и оставалась стабильной до 2004 г., после чего снизилась (см. Рис. 1).

Снижение было в основном связано с банкротством нефтяной компании «Юкос» Михаила Ходорковского и передачей части ее активов государству в уплату за долги.

Кроме того, другая нефтяная компания — «Сибнефть» была приобретена контролируемым государством «Газпромом», так что доля госсектора в нефтяной промышленности повысилась с менее 15% в 2004 г. до более 30% в 2005 г.

Рисунок 1. Доля частного сектора в ВВП в 1989–2006 гг. в бывших советских республиках, %

Источник: Transition Report, EBRD, разные годы

Из всех постсоветских республик только в Белоруссии, Узбекистане и Туркменистане доля госсектора сохраняется на уровне более 50% (см. Рис. 1).

За последние 20 лет рост производства в этих трех странах, в сравнении с предкризисным пиком (1989 годом) составил 50% и более. В то время как в более «приватизированных» странах рост ВВП в 1989–2009 гг.

едва дотягивает до положительной величины, а то и вообще отрицательный. К примеру, на Украине — минус 40% (см. Рис. 2).

Рисунок 2. Динамика ВВП в бывших советских республиках, 1989 г.= 100%

Источник: Transition Report, EBRD, разные годы

Доводы «за» и «против»

Интересна в этой связи работа кембриджского экономиста Ха-Чжун Чана (Ha-Joon Chang), в которой суммируются аргументы, высказываемые в литературе «за» и «против» государственных предприятий. (Chang, Ha-Joon. State-owned Enterprise Reform UN DESA, 2007).

Твердых теоретических доказательств, что частная собственность всегда лучше государственной, нет, отмечает Ха-Джун Чан.

Обычно доводы против госсобственности связаны с проблемой «принципал — агент», то есть проблемой контроля государства над госкорпорациями, управление которыми доверено менеджерам, преследующим собственные интересы, не совпадающие с интересами государства-собственника.

Якобы менеджеры госпредприятий никогда не будут стремиться обеспечить эффективность этих предприятий с тем же рвением, что и менеджеры, нанятые акционерами частных корпораций.

Еще один аргумент — проблема «безбилетника». Якобы граждане страны, которым формально принадлежат госкорпорации, не заинтересованы затрачивать усилия, чтобы следить за их эффективностью, так как результат этих усилий достается всему обществу, а не только им.

Однако ровно те же проблемы в отношениях между акционерами и менеджерами существуют во всех крупных частных организациях.

В больших частных компаниях с распыленной структурой собственности менеджеры тоже не заинтересованы прилагать оптимальные (с точки зрения акционеров) усилия, а мелкие акционеры не имеют ни стимулов, ни возможности достаточно эффективно контролировать нанятых менеджеров. Однако с этими проблемами так или иначе справляются.

В качестве аргументов «за» создание госпредприятий обычно приводят следующие: в отраслях, являющихся естественными монополиями (железные дороги, водо- и электроснабжение), отсутствие ценового регулирования открывает для монополиста возможности занижать выпуск и завышать цену, получая ренту за счет потребителя. Но ведь и рынок частного капитала не идеальный: частный сектор может отказаться инвестировать в капиталоемкие отрасли с длительным сроком окупаемости (примеры: авиапром Бразилии и сталелитейная промышленность в Корее).

Частные инвесторы не имеют должных стимулов инвестировать в отрасли с экстернальными эффектами, развитие в которых помогает другим отраслям «задаром» (примером может служить производство базовых материалов, таких как сталь и химические продукты).

И, наконец, есть еще и соображения социального равенства: частные предприятия, работающие ради прибыли, могут отказаться предоставлять базовые товары и услуги (почтовые, транспортные, коммунальные, образовательные) бедным слоям населения или гражданам, живущим в отдаленных районах.

Госрегулирование против госсобственности в теории и на практике

В теории все эти проблемы частных предприятий можно преодолеть соответствующими мерами госрегулирования — предоставлением субсидий и введением специальных налогов, которые уравнивали бы частные и общественные издержки и выгоды.

Например, государство могло бы субсидировать фирмы, которые работают в отраслях со значительными экстерналиями (скажем, в сфере НИОКР). Однако на практике регулирование естественных монополий, экстерналий и т. д.

с помощью контроля над ценами, дотаций, налогов и прочих инструментов предполагает четкое выполнение контрактных обязательств, но именно с этим в развивающихся странах как раз и существуют большие проблемы.

Вне идеального мира экономических учебников, отмечает Чан, невозможно заранее предвидеть все обстоятельства, которые могут потребовать пересмотра условий контракта, например, ценовых потолков или размера субсидий.

Такие изменения условий контракта обычно влекут за собой дополнительные переговоры, иногда и судебные разбирательства, связанные со значительными издержками, которые на экономическом жаргоне называют «трансакционными издержками».

Конечно, экономию на трансакционных издержках надо сравнивать с оргиздержками по созданию госкомпаний.

Однако даже при учете этих организационных издержек чаще бывает менее затратно создать госпредприятие и реагировать на непредвиденные обстоятельства с помощью внутриправительственных директив, чем создавать основанный на заключении и исполнении контрактов режим регулирования, субсидий и налогов, чтобы добиться такого же результата, отмечает Ха-Джун Чан.

Особенно трудно разрабатывать и заключать правильные контракты на разработку природных ресурсов, эксплуатация которых уменьшит их величину, если ресурсы невоспроизводимы, и сделает их недоступными для следующих поколений.

Большинство экспертов согласно в том, что природные ресурсы должны принадлежать всему обществу (государству), и в большинстве стран они действительно принадлежат государству, а госсектор в таких странах обычно больше, чем в странах, которые бедны природными ресурсами.

Часто предлагаемый развивающимся странам вариант заключается в том, чтобы продать права на эксплуатацию ресурсов и жить далее с доходов от этой продажи. Те, кто защищают такой подход, подчеркивают, что развивающиеся страны не могут вести эффективную добычу ресурсов и разумно использовать получаемую ренту.

Теоретически такой вариант может быть рациональным, но требуются два критических условия, чтобы реализовать потенциальные выгоды. Во-первых, правительство развивающей страны должно разрабатывать и продавать контракты на эксплуатацию природных ресурсов должным образом.

Во-вторых, в процессе продажи прав на эксплуатацию и использования ренты не должно быть никакой коррупции. Эти условия часто отсутствуют в развивающихся странах.

То есть, если в стране институты слабые и не могут обеспечить некоррупционные, технически грамотные, строго контролируемые и исполняемые контракты на разработку природных ресурсов, то создание госпредприятия по их эксплуатации оказывается меньшим злом, чем продажа прав на аукционах фирмам, пусть даже за самую высокую цену. Именно меньшим злом, то есть не исключающим существования множества коррумпированных, закостенелых и неэффективных государственных предприятий.

Но есть и примеры очень успешных госкомпаний. Одна их лучших авиакомпаний мира Singapore Airlines на 57% принадлежат государству. Весьма уважаемое Бомбейское транспортное управление Индии (Bombay Transport Authority of India) тоже является госкомпанией.

Такие компании мирового класса, как бразильский производитель самолетов Embraer, французский автоконцерн Renault, корейский производитель стали Posco добились первоначального успеха именно как госкомпании, причем в случае с Embraer и Renault государство и сегодня сохраняет ключевую роль.

Секреты экономического успеха

Многие страны, как отмечает Ха-Джун Чан, достигли экономического успеха именно с помощью сильного госсектора.

Правительство Сингапура владеет предприятиями не только в отраслях, традиционно находящихся в собственности государства (телекоммуникации, газо- и водоснабжение, транспорт, порты), но и в производстве полупроводников, судостроении, машиностроении и банковской сфере. Госсектор Сингапура — один из крупнейших в мире.

«Экономическое чудо» в китайской провинции Тайвань основывалось на большом госсекторе, который почти не был приватизирован. В ходе тайваньского «экономического чуда» доля госсектора в ВВП увеличилась с 14,7% в 1951 г. до 15, 9% в 1961 г. и до 16,7% в 1971 г. Даже в 1981 г.

эта доля оставалась на уровне 16% — выше, чем в большинстве развивающихся стран. Такие страны, как Австрия, Норвегия, Франция, ФРГ на протяжении большей части второй половины ХХ века имели большой госсектор и развивались успешно.

Особенно Франция, где госпредприятия были часто на переднем крае промышленной модернизации.

Напротив, многие страны, не особенно преуспевшие в экономическом развитии, не обладали большим госсектором. Даже и до начала масштабной приватизации 1990-х гг.

доля госсектора в Аргентине (в % к ВВП) составляла менее половины от средней величины для изученных в исследовании Всемирного банка 40 развивающихся стран. (World Bank, Bureaucrats in Business — The Economics and Politics of Government Ownership. New York: Oxford University Press. 1995, Table A.1).

В 1978–1991 гг. продукция госпредприятий в Аргентине составляла 4,7% ВВП против 10,7% в среднем в 40 развивающихся странах и 9,9% в Южной Корее.

Госсектор на Филиппинах — другой стране, которая всеми признается примером неудачного развития — был и того меньше. В тот же период он составил всего 1,9% ВВП. Несмотря на это, Аргентина и Филиппины традиционно приводятся в качестве примеров провалов в экономическом развитии, «вызванных слишком большим госсектором».

Отметим, что время и обстоятельства нередко серьезно меняют подходы к таким основополагающим вещам, как приватизация и национализация. Например, во время азиатского кризиса 1997 г. США настаивали, чтобы пострадавшие от него страны не национализировали банки. А во время нынешнего экономического кризиса США сделали именно так, как не рекомендовали поступать другим.

Владимир Попов

18 февраля, 2011 г.

на IQ.HSE

Источник: https://iq.hse.ru/news/177672893.html

Приватизация квартиры

Приватизация примеры

Приватизация жилья подразумевает передачу в личное пользование гражданина России на добровольной и безвозмездной основе, жилплощади, которую он занимает. Причем, жилье находится в собственности у государства и состоит на учете в Жилищном фонде.

Такая возможность регламентируется Федеральным законом РФ №1541-1 «О приватизации жилищного фонда в РФ». На сегодняшний день, приватизация квартиры продлена до 2018 года.

В законодательном акте, прописаны условия, при которых возможна процедура оформления жилья в личное пользование, стороны выполняемой процедуры, условия при которых приватизация не может быть выполнена.

Процедура оформления жилья в личное пользование дает владельцу ряд преимуществ:

Внимание. Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться с юристом по телефонам: 8 800 350 83 46 по все России. Звонки принимаются круглосуточно.

  • Гражданин на законных основаниях становится собственником недвижимости и на этом основании у него возникают права продажи, обмена, дарения, сдачи в аренду жилплощади.
  • По результату приватизации, гражданин становится обладателем определенной денежной суммы, которая вложена в жилье и за которую, недвижимость возможно реализовать.
  • Благодаря приватизации, свое жилье, возможно, продать и улучшить свои условия проживания путем покупки более просторной жилплощади.
  • При расселении дома, гражданин, владеющий приватизированной квартирой, вправе получить новое жилье, более высокого качества.
  • Приватизированную квартиру, возможно оформить в качестве наследства.
  • Государство не может выселить владельца из приватизированной квартиры, не предоставив взамен подобную площадь для проживания или не компенсировав стоимость жилья.
  • Владелец имеет право прописать или выписать гражданина.
  • Собственник может выполнять перепланировку, согласовав ее с БТИ.
  • Квартира, прошедшая приватизацию, может быть использованная в качестве залога для оформления кредита.

Условия приватизации квартиры

Право на приватизацию квартиры возникает у граждан, которые проживают на жилплощади в настоящее время по документу социального назначения.

Допускается согласие с процедурой приватизации, лиц, которые проживают в жилье временно и не состоят с нанимателем жилья в родственных отношениях.

Кроме того, в приватизации квартиры могут принять участие и родственники нанимателя, не проживающие с ним на одной жилплощади, однако являющиеся его семьей.

Условием, для возникновения права на приватизацию, является наличие у гражданина прописки по адресу муниципальной квартиры.

Если кто-то из зарегистрированных лиц желает отказаться от участия в приватизации, то он может это сделать путем оформления письменного отказа, однако очень важно, чтобы отказ был безадресным.

Иными словами, гражданин не может передать свое право на приватизацию другому лицу. Подобный документ оформляется в нотариате и носит сугубо письменный характер.

Согласно закону РФ, гражданин вправе только на одну бесплатную приватизацию. Впрочем, если процедура оформления жилья в личное пользование была выполнена с нарушениями, и это было доказано через суд, то повторная приватизация тоже осуществляется бесплатно.

Некоторые условия не позволяют оформить квартиру в личное пользование путем приватизации.

К примеру, если жилье было предоставлено гражданину по документу безвозмездного пользования, или гражданин проживает в кооперативной квартире, то такое жилье не подлежит приватизации.

Допускается процедура оформления жилья в личное пользование комнаты в коммунальной квартире, как долевой собственности проживающего гражданина.

Если прописанный в жилье гражданин временно отсутствует на жилплощади, то требуется оформить за такими лицами, их недвижимость. Срок по такому вопросу не ограничен, однако отсутствующему лицу нужно предварительно заполнить заявление установленного образца.

Внимание. Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться с юристом по телефонам: 8 800 350 83 46 по все России. Звонки принимаются круглосуточно.

Порядок приватизации квартиры

Для того чтобы определиться, с чего начать приватизацию квартиры и приступить непосредственно к процедуре, нужно выполнить следующие действия:

  1. Оформить в нотариате документ о том, что все прописанные на жилплощади лица согласны участвовать в приватизации. Это позволит собственнику жилья самостоятельно провести приватизацию жилья, оформить все нужные документы, без привлечения всех проживающих.
  2. Собрать пакет нужных бумаг (все участники приватизации предоставляют свои паспорта и иные личные документы).
  3. Получить в БТИ план жилья и его экспликацию, с указанием перепланировок. Сроки получения документа составляют от двух недель до месяца.
  4. Посетить Жилищный отдел, для составления приватизационного акта. При предоставлении заявления на приватизацию обязаны присутствовать все участники процедуры. Оформление акта может занять несколько недель.
  5. Посетить Управление Федеральной службы затем, чтобы забрать документ о регистрации права собственности.
  6. Поставить на техучет в БТИ приватизированную квартиру. Срок рассмотрения заявления на приватизацию составляет порядка 60 дней. Бесплатно приватизировать жилище можно всего лишь один раз. Сколько стоит процедура оформления жилья в личное пользование в последующих случаях оговорено законом. Размер госпошлины будет составлять 2000 рублей.

Список документов

В законе прописано, какие документы нужны для приватизации квартиры в 2015 году. Для того чтобы приватизировать жилплощадь нужно собрать целый перечень документов. Обычно, в этот перечень входят следующие бумаги:

  1. Ксерокопии бумаг, удостоверяющих личность, всех граждан, участвующих в приватизации жилья.
  2. Ксерокопии свидетельств о рождении, зарегистрированных в жилье несовершеннолетних детей.
  3. Ксерокопии актов о смерти жильцов ранее зарегистрированных в квартире.
  4. Бумаги, удостоверяющие изменение фамилии, имени, отчества участников приватизации, если таковое событие имело место.
  5. Нотариально удостоверенный документ, подтверждающий согласие на приватизацию всех зарегистрированных лиц.
  6. Справка в том, что никто из участников ранее не принимал участия в приватизации.
  7. Сведения о регистрации (необходимы, в том случае, если участник приватизации переехал из другой страны).
  8. Акт социального назначения, ордер.
  9. Паспорт БТИ и документы о перепланировке, если таковые имеются.
  10. В случае отказа некоторых зарегистрированных граждан их письменное, нотариально оформленное заявление.

Некоторые частные компании оказывают помощь в сборе нужных бумаг. Разумеется, услуги подобных организаций платные. Также, ряд бумаг возможно оформить в МЦФ.

Отказ в приватизации

В некоторых случаях в приватизации может быть отказано. Это возможно в пользу муниципальной собственности, которая считается ведомственным жильем, иначе говоря, служебная жилплощадь.

Также, если дом, где расположена жилплощадь, пребывает в аварийном состоянии и его жильцы подпадают под расселение.

Заявка на приватизацию в отношении несовершеннолетнего ребенка может быть отклонена, если ребенок прописан на этих квадратных метрах менее чем за шесть месяцев до приватизации. О том, возможно ли оспорить отказ, нужно проконсультироваться с юристом.

Пример приватизации квартиры

Владимир Ч. проживал со своей родными: женой и ребенком 1,5 лет в жилье по документу социального назначения. Совместно с супругой они решили приватизировать свое жилище, и супруга оформила нотариальную доверенность, удостоверяющую ее согласие на проведение приватизации. Написав заявление, Владимир Ч.

Отправился в Жилищный отдел для составления приватизационного акта. Ему было отказано. Причины оказались следующими: Владимир Ч. не упомянул в заявлении своего ребенка, не достигшего совершеннолетия, и при подаче заявления не присутствовала его супруга.

Соблюдение этих моментов обязательно и прописано в законодательстве РФ, поэтому подать заявление на составление акта о приватизации, Владимир Ч. сможет только после устранении нарушений.

Заключение

В заключении, можно сформулировать ряд тезисов, которые могут помочь при оформлении квартиры в личное пользование путем приватизации.

  • Приватизация квартиры – это бесплатная и добровольная передача жилья социального назначения в частную собственность граждан, проживающих в этой квартире.
  • Процедура оформления жилья в личное пользование жилья способствует возникновению у владельца законных прав на совершение ряда юридически значимых сделок с участием объекта недвижимости.
  • В приватизации участвуют все граждане, которые имеют прописку в жилье.
  • Для приватизации жилья требуется согласие всех зарегистрированных лиц.
  • Порядок приватизации регламентирован и, целесообразно выполнять все этапы в порядке строго очередности.
  • Для оформления квартиры в личное пользование нужно собрать пакет оговоренных бумаг.
  • В приватизации может быт отказано по ряду причин.

Список законов

Федеральный закон РФ №1541-1 «О приватизации жилищного фонда в РФ»

Внимание. Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться с юристом по телефонам: 8 800 350 83 46 по все России. Звонки принимаются круглосуточно.

Задайте их практикующим юристам по наследству и дарению прямо сейчас по телефонам:

  • Для Москвы и МО:
  • Для Санкт-Петербурга и ЛО:
  • Вся Россия

Заявки и звонки принимаются круглосуточно и без выходных дней.

Источник: http://www.bequest-expert.ru/news/privatizaciya-kvartiry/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.